Грузовой автотранспорт, как перемещающийся по России, так и колесящий между странами, обязательно должен иметь на борту полностью исправный и активный тахограф с вставленной в него уникальной картой водителя. Для внутрироссийских рейсов нужны девайсы с СКЗИ-картами, для международных путевок - с ЕСТР-картами.

Азы работы с картой: как вставлять и вынимать

Вставлять карту нужно перед стартом работы, когда автомобиль неподвижно стоит на месте:

  • сначала активируется зажигание машины;
  • затем в левый слот ставится карта основного водителя, а в правый - сменного;
  • в большинстве случаев вставлять карточку нужно вверх и вперед чипом, только в отдельных моделях (ТЦА) карту ставят вниз и вперед чипом.

В процессе работы с российскими тахографами важно учитывать, что карта фиксируется до негромкого щелчка, возможно, для этого понадобится слегка надавить на нее после вставки.


После того, как карта вставлена, начинается процедура считывания данных или идентификации пользователя. Во всех видах карт, кроме СКЗИ, это действие автоматическое. Только держатели СКЗИ-карт должны подтвердить свою личность еще и за счет введения PIN-кода.

Изъятие карты тахографа выполняется по итогу рабочей смены и только после того, как водитель зафиксировал данные о месте, где происходит деактивация. Для извлечения карты из основного слота нужно нажать на клавишу с цифрой 1 и немного подержать ее в таком состоянии. Для удаления карты из второго слота, соответственно те же манипуляции нужно выполнить с кнопкой 2.

Алгоритм активации карты

Чтобы осуществлять мониторинг работы транспортного средства в соответствии со всеми правилами, требуется должным образом выполнять активацию карты тахографа. Делать это необходимо всякий раз в начале рабочей смены вместе с фиксацией карты в приборе. Причем карта того из водителей, кто находится за рулем, обязательно должна стоять в левом слоте. При смене работников карты меняются.

Схема активации карты включает такие этапы:

  • введение при помощи стрелок пин-кода карточки с последующим его подтверждением кнопкой "ОК";
  • если код правильный, на экран будут выведены данные собственника карты, возможно - с временем последнего использования чипа;
  • для подтверждения запуска устройства нужно 3 раза нажать "Да" в ответ на такие запросы системы: "Приветствие", "Отдых до текущего времени", "Сохранить записи";
  • по итогу всех вышеперечисленных манипуляций карта выдаст окно "Готов к управлению", подтверждающее, что можно использовать автомобиль по назначению.


Особенности распечатки данных

Выполнить вывод информации с карты на бумагу может понадобиться в процессе проведения проверки автомобиля сотрудниками ГИБДД. Для осуществления этого действия нужно:

  • зайти в меню прибора и найти функцию "Отчеты" либо "Печать";
  • нажать кнопку подтверждения выбора (обычно - "ОК");
  • задействовать клавиши со стрелками вверх и вниз, перемещаясь до сводки за нужный период времени (как правило, сотрудники ГИБДД интересуются отчетами за последние сутки);
  • когда искомый отчет будет обнаружен, необходимо нажать кнопку "ОК";
  • в конце система может спросить, куда необходимо выводить сведения: на экран или на печать, если вдруг в печатном устройстве нет ленты, можно вывести данные на экран, в противном случае еще раз выбирается опция "Печать".

Во многих тахографах с картой водителя есть функция точного определения временного промежутка, за который требуется отчет. Она предполагает ручной ввод цифр за определенный период. Стоит учесть, что такая манипуляция по вводу цифр может занять некоторое время. Гораздо проще печатать уже сгенерированные отчеты, имеющиеся в системе.

Если все сделано верно, то из кассового слота появится распечатка сведений. Водитель должен дождаться, пока необходимые данные не допечатаются полностью, после чего чек следует оторвать одним быстрым движением. На девайсе после этого нужно нажать клавишу отмены и выйти в основное меню.

Для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле

Под аббревиатурой ГЛОНАСС скрывается спутниковая система, которая позволяет отслеживать местоположение транспортных средств, скорость их передвижения, текущее состояние и некоторые другие параметры. На сегодняшний день она работает в комплексе с набором датчиков, представляя собой универсальное приспособление для повышения безопасности движения и обеспечения экстренного реагирования на непредвиденные ситуации.

Функционал ГЛОНАСС

С помощью системы навигации удается решать множество разноплановых задач:

  • удаленно следить за автомобилем, его маршрутом, спецификой перемещения, а в случае необходимости - и блокировать электросистему;
  • получать доступ к тахографу, фиксировать соблюдение графика и режима езды;
  • мониторить технические характеристики транспорта, расход топлива;
  • устанавливать контакт водителя с центром регулирования движения транспорта;
  • в ручном и автоматическом режиме передавать сигнал об аварии из салона автомобиля.

Основные преимущества системы ГЛОНАСС в автомобиле

Для предприятий и организаций, имеющих собственный автопарк, ГЛОНАСС является инструментом оптимизации бизнеса. С его помощью можно отслеживать качество выполнения наемным персоналом доверенных ему задач, уменьшать расходы на обслуживание техники.

Для частных автомобилистов ГЛОНАСС служит средством подачи сигнала в экстренных ситуациях. Наличие на борту машины навигации этого формата гарантирует быстрый выезд на место происшествия спасательной бригады.


Принцип работы спутниковой навигации

Чтобы оборудование ГЛОНАСС работало как следует, требуется наличие и исправное функционирование целого ряда приспособлений и устройств:

  • 24 космических спутников;
  • систем управления, базирующихся на Земле;
  • девайсов, смонтированных внутри транспортных средств (навигатор, приемник, трекер, маячок).

Как правило, для получения точных координат машины достаточно получения данных с 4 спутников. Происходит это таким образом: навигатор обращается к спутнику и получает информацию о его местоположении в конкретный момент времени. Сравнивая время отправки и время получения сообщения, приемник устанавливает точное расстояние до спутника. Произведя аналогичную процедуру с несколькими разными спутниками, у конкретного навигатора накапливается достаточно данных, чтобы рассчитать положение автомобиля с высокой степенью точности и минимальными погрешностями. Конечно, далеко не всегда условия складываются таким образом, что нужные спутники доступны, поэтому в отдельных случаях координаты могут быть не совсем точными (возможно смещение до 100 метров).

В автомобилях может стоять автоматическая или ручная система реагирования на аварию. В первом случае водитель должен нажать на тревожную кнопку в случае возникновения форс-мажора на дороге. На машину поступит звонок от оператора, который уточнит детали происшествия или же, если не получит ответа, то сразу отправит службу реагирования. Если работает автоматика (есть датчики удара), то она также способна направлять звонок в колл-центр с координатами машины и уведомлением о столкновении.

Расценки на установку оборудования ГЛОНАСС

Стоимость оборудования, фиксируемого на борту транспортного средства, колеблется в диапазоне от 20 до 45 тысяч рублей, в зависимости от функционала комплекса. В стоимость установки также входит идентификация автомобиля в системе и пожизненное обслуживание транспортного средства. Непосредственно услуги ГЛОНАСС для зарегистрированных водителей бесплатны.

В процессе монтажа системы ГЛОНАСС на конкретный автомобиль, эксперты по установке должны надежно закрепить навигационный модуль в максимально безопасном и труднодоступном месте, вывести антенну трекера и тревожную кнопку, расположить должным образом датчики аварии, подключить приспособление к электросети, зафиксировать пломбы на местах соединений. Машина также снабжается собственным модемом, системой микрофон-динамик, sim-карточкой для создания оптимальных условий коммуникации водителя со спасателями.